НА ЯЗЫКЕ КИНО

Редкий человек ни разу не бывал в кино. Ну разве что кто-нибудь из наших аксакалов. Спросишь его: «Ваша, что ценного можно узнать из фильма?», а он слегка махнёт рукой и скажет: «Что я в вашем кино не видел?» И в его словах будет своя правда, потому как мудрость старейшин велика – жизнь они изучают через молитву и историю своего народа, через смыслы преемственности поколений. Но для молодёжи кинематограф становится одним из способов познания себя и мира. И это, наверное, неплохо. Однако есть один риск – не всякое кино достойно внимания, затрат времени и других ресурсов.

Как отличить одно кино от другого, отделить зёрна от плевел, правду от лжи? Ведь именно в искренности рождается киноискусство.

Этой и многим другим темам была посвящена работа Лаборатории региональной киножурналистики «Наш экран» в столице Республики Северная Осетия – Алания. Организована она была с просветительской целью – дать журналистам российских СМИ теоретические знания, основы критериев для оценки фильмов. Так как именно журналисты пишут кинорецензии для официальных источников, что является ориентиром – смотреть или не смотреть тот или иной фильм.

Просветительский проект реализован силами Гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса СК РФ при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Союза кинематографистов России, Министерства культуры, Комитета по делам печати и массовых коммуникаций Республики Северная Осетия – Алания, Северо-Осетинского республиканского отделения Союза кинематографистов России.

Наш внештатный корреспондент прошёл отбор на конкурсной основе и принял участие в работе Лаборатории вместе с другими журналистами, приехавшими во Владикавказ из разных регионов России.

Итак, день первый. В Доме кино, хранящем богатейшую историю развития национального экранного искусства, собрались журналисты из разных уголков России. Обучать их приехали ярчайшие представители российской киноиндустрии – драматурги, режиссёры, операторы, актёры, продюсеры, мастера анимационного кино, кинокритики. Мастер-классы проводились после просмотра определённой кинокартины, на примере которой давались комментарии экспертов, проходили обсуждения, велись дискуссии в поиске истины: какова главная задача киноискусства?

Повестка дня диктовала своё. Первая представленная зрителю кинокартина – военная драма «Позывной “Пассажир”» режиссёра Ильи Казанкова. Она о том глобальном конфликте, который захватил весь сегодняшний мир. Она о личной истории молодого человека, сменившего развлечения столицы на поиск брата, без вести пропавшего на границе мира… и борьбы.

Не имеет смысла пересказывать сюжет фильма (кстати, снятого по роману Александра Проханова «Убийство городов»). Но то, что он отзывается болью в сердцах зрителей, вполне объяснимо. Сейчас равнодушными к развитию событий в мире остаются только те, кому чувствовать нечем. А это уже не зритель, это присутствующий по жизни. Илья Казанков рассказал о миссии режиссёра и ответил на вопросы журналистов.

Второй фильм мирный – старое советское кино «Неоконченная пьеса для механического пианино» Никиты Михалкова. Хочется отметить, что зритель воспринял её по-разному. Старшему поколению кинокартина давно знакома, многими любима. А молодому поколению пришлось сложнее – уже переформатирован код восприятия мира в целом и кино в частности. На дворе не 1977 год (именно тогда вышла на экраны эта картина). Многое изменилось. Но ведь пьеса А.П. Чехова «Безотцовщина», лёгшая в основу фильма, была написана в 1878 году (опубликована в 1923-м). Тоже другое время, даже другая страна. Но зритель понял смыслы, высказанные на языке кино. Языке, объединяющем художественность кадра, симфонию музыки, силу классической литературы… «Человеческое – оно никуда не уходит», – сказал Илья Казанков во время своего мастер-класса. И с его словами нельзя не согласиться.

На примере «Неоконченной пьесы…» актриса театра и кино Ольга Хохлова рассказала, как, по её мнению, надо оценивать игру актёров в фильме.

А теперь представьте ситуацию, когда нет на экране привычных актёров… Но между тем мы видим действующие лица – главных героев, и даже можно проследить цепочку событий, завязывающихся в сюжет. Так бывает, когда речь идёт о документальном фильме, посвящённом природе. Тогда в титрах указаны не имена и фамилии, а редкие виды цветов, насекомых, животных. А сам этот фильм становится путешествием к лону природы. Именно такая кинокартина была показана в рамках Лаборатории региональной журналистики «Наш экран». И её очень оценил зритель. Речь идёт о работе режиссёра Светланы Быченко «A lumine motus / Меня приводит в движение свет». Она снимала фильм три весны, в полевых условиях, с любовью ко всему живому и верой в то, что «волшебство под боком».

Вызвал настоящую дискуссию, если не сказать настоящий шторм мнений, критиков и журналистов фильм «Храм» Рауфа Кубаева. Картина основана на столкновении «голоса» религий и их интерпретаций. После просмотра фильма заместитель председателя Союза кинематографистов России, президент Гильдии кинодраматургов Алексей Алешковский рассказал о принципах написания сценариев и оценки фильмов, сделав акцент на том, что отрицательная реакция зрителя даже значимее положительной. Важно ответить на вопрос: почему фильм зацепил с негативной точки зрения? А «хороший» герой всегда противоречивый, считает эксперт. По словам А. Алешковского, нет и не может быть одной интерпретации фильма.

Единой интерпретации может и не быть, но когда зрительный зал после просмотра картины аплодирует стоя и ликует – это настоящий успех. Это значит, что отличился сценарист, актёры были правдивы, а режиссёр сумел воплотить на экране свои главные мысли. Именно таким – душевным и великим – создан фильм «9 секунд» режиссёра Олега Штрома. И слово «великий» здесь упомянуто не с предвосхищающим смыслом – картина ещё не транслировалась на широком экране, российскому зрителю она будет представлена только в сентябре. Великий фильм потому, что цель его – сохранить память о подвиге героя, погибшего не на войне, а в мирной жизни, где всегда есть выбор – рисковать или нет своей жизнью. Эта кинокартина о поступке парня (реальная история), выросшего в семье, которая чтит память поколений и традиции своего народа. Герои не приходят «извне», их воспитывают семья, религия, культура, генетическая память. Рецензию к фильму мы опубликуем отдельно. Но уже сегодня уверены: такие картины стоит снимать и смотреть.

Особенностями работы кинопродюсера поделился с журналистами Юрий Обухов – тот человек, благодаря которому появится в российском кино «9 секунд». О мастерстве кинооператора, игре света, глубине кадра и многом другом рассказал оператор Александр Носовский. А перед этим участникам Лаборатории показали первую кинокартину Александра Балуева, в которой он не актёр, а режиссёр (фильм «Отель»).

Четвёртый день работы Лаборатории был посвящён детскому кино – художественному и анимационным фильмам. Целую подборку «живой», «талантливой» анимации, созданной в разных техниках съёмки, собрала для показа продюсер анимационного кино и киновед Алёна Сычёва. В этой подборке и прилив нежности от работы «Над облаками», и размышления над «Обидой», и олицетворение человечности в образах «Двух трамваев», и даже лёгкая провокация в «Плёвом деле» (с непредсказуемой развязкой). Снова впечатлило отображение темы покорения Вселенной нашими кинематографистами – был показан российский короткометражный рисованный мультфильм «Мы не можем жить без космоса», завоевавший множество наград, в том числе «Оскар» и «Нику».

Тема космоса продолжилась и в пятый день работы Лаборатории «Наш экран». Транслировался фильм «Первые на Луне» режиссёра Алексея Федорченко. Свой мастер-класс провела киновед Светлана Старостина. С интересом (несмотря на субтитры) была воспринята кинокартина Булата Юсупова «Дневник поэта», в которой главные герои говорят на родном для режиссёра башкирском языке.

И в заключение всей цепочки показов, разборов фильмов, «лекций» прошло выступление обозревателя «Российской газеты» писателя Максима Васюнова. Он отметил, что невозможно за пять дней сделать из журналистов кинокритиков (этому обучают, к примеру, во ВГИКе в течение как минимум пяти лет), но вполне реально дать представление о том, что надо понимать о фильме, чтобы заинтересовать им. Если, конечно, он выдержал критику.

Не боги горшки обжигают, и не гении пишут рецензии, но, осознавая свою ответственность, мы уважаем читателя и зрителя, находясь на страже слова, веруя в силу кино.

Галина Калашникова