Семейная фотография по-чеченски

Человек с древнейших времен стремился запечатлеть те или иные события, происходившие в разных частях света. Об этом свидетельствуют еще наскальные рисунки людей, животных, охоты, батальных сцен. Самые древние из них датируются десятками тысяч лет до нашей эры. С тех самых пор, как в обществе появились сословия, представители аристократии стремились оставить о себе память для будущих поколений, поэтому портреты всегда пользовались спросом, а хорошие художники были на вес золота. Этот жанр живописи не потерял свою актуальность и сегодня. Но с момента появления первой в мире фотографии он все же уступил свои позиции.

Согласно информации из открытых источников, первая известная попытка фиксации изображения химическим способом предпринята Томасом Веджвудом и Гемфри Дэви. Уже в 1802 году они могли получать фотограммы при помощи солей серебра, не зная способа их закрепления. Первым практическим успехом на пути к появлению фотографии стало изобретение Нисефором Ньепсом гелиографии (фр. Heliographie). Наиболее раннее из сохранившихся изображений, снятых с помощью этой технологии камерой-обскурой, датировано 1826 годом и известно под названием «Вид из окна в Ле Гра». С тех пор это искусство неизменно совершенствовалось.
Доподлинно неизвестно, когда была сделана первая фотография в Чечне. Самый старый снимок, который нам довелось изучить, датируется примерно 1851–1860 годами. Разглядывая фотокарточки XIX, XX веков, понимаешь, что их герои придерживаются определенного этикета.
Думаю, что читатель согласится с тем, что, когда мы слышим такие слова, как традиции и обычаи, нам приходят на ум свадьба, похороны, национальные блюда и так далее. Но мало кто задумывался, что даже такое обычное по нынешним меркам действо, как сеанс фотосъемки, у чеченцев тоже было очень тесно связано с национальным менталитетом. Об этом у нас состоялась познавательная беседа с доктором исторических наук, главным научным сотрудником отдела этнологии института гуманитарных наук Академии наук Чеченской Республики Тамарой Шавлаевой. По ее словам, определенные правила фотографирования в Чечне существовали всегда, а их истоки надо искать в наших древних традициях.
– Этнографу достаточно посмотреть на снимок, чтобы понять, представители какого народа на нем запечатлены. Я могу чисто антропологически определить в коллективных фотографиях, кто чеченец, ингуш, горский еврей и так далее, – рассказывает Тамара Шавлаева.
Желание запечатлеть момент у чеченцев было связано с приездом дорогого гостя, свадьбой или другими важными событиями в семье. И к этому подходили очень серьезно. В кадре человек должен был выглядеть, как подобает, – чисто, опрятно, не слишком угрюмым или, наоборот, несерьезным. Мужчины должны были быть в традиционной одежде и обязательно в головных уборах. Ну и, конечно, какой же нохчи без огнестрельного или холодного оружия? Женщина одевалась в скромную, праздничную, реже повседневную одежду и всегда покрывала голову. Одежда, обувь, украшения, осанка – все должно было быть идеальным. И это неслучайно. Фотографии считались семейной реликвией. Необходимо было, чтобы дети, внуки и даже правнуки запомнили своих предков в самом лучшем виде. И чтобы снимок не стыдно было показать другим.
Понятно, что никаких писаных законов к фотосъемке у чеченцев не было, но негласные правила все же существовали.
– Особые требования предъявлялись к расстановке людей. Что касается молодой пары, то, во-первых, между ними предполагалась некая дистанция, примерно полшага. Жена должна была стоять слева от своего супруга и чуть позади, независимо от того, сидит мужчина или стоит. Во-вторых, они не фотографировались при старших. Кроме того, даже после съемки фотокарточку нежелательно было демонстрировать родителям. Однако молодые могли с родителями принять участие в коллективной фотосессии. Но стоять они уже должны были порознь, – рассказывает моя собеседница.
В последнее время уже не редкость, когда молодожены делают памятные снимки в день свадьбы. Но раньше такого не было. Все началось в конце 80-х годов прошлого века. Об этом рассказывает известный фотограф Вахид Хасаев, который посвятил любимому делу всю свою сознательную жизнь. По его словам, примерно в те годы жених и невеста уже могли во время так называемого почетного круга сфотографироваться вместе. Скорее всего, это было веяние нового времени, своеобразная мода, которую чеченцы переняли у других народов. Тем не менее, никто из старших родственников жениха этого не должен был видеть.
Как отмечает Тамара Шавлаева, при коллективной семейной фотосъемке пожилые супруги располагались в том же порядке, что и в случае с молодой парой. Все остальные становились чуть позади них. Старший по возрасту сын должен был встать справа от отца, а младший слева от матери. Но дочь в подобных случаях имела преимущество перед сыном и занимала место брата около отца. А сын соответственно – слева от матери. Если в доме находилась сноха, она в знак особого к ней уважения занимала место дочери и становилась справа от свекра.
Испокон веков чеченцы особенно трепетно относились к родственным узам со своими тетями. И когда племянники фотографировались с родственницей, то они вставали рядом с ней и чуть позади, положив руку на ее плечо. Причем старший по правую сторону, которая считается почетной. Кстати, положить руку на плечо сидящего впереди старшего считалось большой честью.
– Если на снимке изображены два брата, то можно быть уверенным, что старший тот, что сидит, а младший – стоит по левую сторону. Участие в фотосессии их сыновей вносило следующую коррективу – братья сидели (старший справа), а племянники занимали место позади. Разумеется, сын не становился рядом со своим отцом, – добавила Тамара Шавлаева.
Интересно, что ни мужчина, ни женщина не могли брать на руки своих детей. Если на фотографии есть братья и сестры, то у каждого на руках – племянник, но никак не собственные отпрыски, либо следовало поставить своих детей рядом с родителями на переднем плане. Это сейчас некоторые мужчины могут позволить себе взять свое чадо на руки даже при посторонних или вести его за руку, в то время как жена идет рядом.
– Отдельная история с зятем, который не мог фотографироваться со старшими родственниками жены. Это единственный случай, когда мы можем сказать: «Не имеет право». Если он старше своего шурина, и другие старшие родственники со стороны жены в фотосессии не участвуют, то общая фотосъемка допускалась. Или в том случае, если он уже в пожилом возрасте. В любом случае зять всегда должен соблюдать субординацию по отношению к родственнику жены, всегда придерживаться норм приличия, – говорит доктор исторических наук.
Отметим, что согласие людей принять участие в общей фотосессии само по себе свидетельствовало о том, что они связаны какими-то родственными, дружескими и куначескими узами.
Своими детскими воспоминаниями о семейных фотографиях с автором строк поделился главный редактор газеты «Столица news» Иса Закриев.
– У нас дома снимки были помещены в рамку под стекло и висели высоко на стене между окнами чуть ли не под потолком. Это были 70-е годы, и тогда было не все так просто, как сейчас. Чтобы сфотографироваться, надо было поехать в ателье, заплатить, сделать кадры и только через несколько дней их забрать. Это был целый довольно-таки трудоемкий процесс. Поэтому фотографий было немного. В доме висели снимки дедушки, отдельно бабушки, меня и моих братьев. А карточек, где мать и отец были бы вместе, нет. Ведь, как известно, муж и жена перед старшими даже не разговаривают друг с другом. Кроме того, родители без необходимости не обращаются к детям в присутствии родственников. Строгие чеченские семейные традиции нашли отражение и в культуре фотографии, – говорит Иса Закриев.
– Помню, как в детстве просил отца поднять меня на руки, чтобы я мог рукой потрогать фотографии. Это был некий ритуал, прикосновение к чему-то святому. Мне очень нравилось находить на снимках знакомые лица, дотрагиваться пальцами до изображений дедушки, бабушки, других родственников. Такое трепетное отношение у нас было к фотографиям. К сожалению, во время военных действий весь наш семейный архив сгорел, – сетует главный редактор газеты «Столица news».
В те годы по селам ездил фотограф, который принимал заказы на изготовление портретов. Помню, они были на картонной основе, на ножках, чтобы их можно было поставить на стол или тумбочку. Стоили они шесть-восемь рублей, в то время как буханку хлеба можно было купить за 20 копеек. Если сравнить с сегодняшними деньгами, то это совсем недешево. В первую очередь делали снимки самых старших родственников, только потом всех остальных.
Кстати, строгие критерии, предъявляемые в Чечне к фотосъемке, отмечают многие гости республики. Они подметили, что чеченцы не улыбаются, когда их фотографируют.
– Этот вопрос задал мне один турист, продемонстрировав свой снимок с местными полицейскими. На что я ему ответил, что у нас лишний раз улыбаться вообще не принято и уж тем более громко смеяться. Поэтому до сих пор у чеченцев фотографии получаются очень строгие, в том числе и школьные. Как-то раз я «выплакал» у матери 7 рублей 50 копеек, чтобы сделать снимок со своим классом. Это было для меня очень важным событием, ведь фотограф приезжал в школу очень редко, и вот начиналось целое действо: сначала одноклассники позировали вместе, потом по отдельности, – вспоминает мой собеседник.
В то время еще не было возможности «щелкать» на смартфон каждый свой шаг, поэтому фотографий было мало, и они хранились очень бережно. Были специальные альбомы, куда их вклеивали – семейные, школьные, армейские и другие.
– Подписывать и дарить фотографии тоже было очень значимо. Их преподносили лучшим друзьям, родственникам. Если девушка дарила тебе свою фотографию, то это считалось неким залогом ваших возможных будущих отношений. Несомненно, фотографии того времени являлись ярким отображением нашей культуры, наших нравов, они представляют собой огромную ценность для современного поколения, – резюмирует Иса Закриев.
В своей публикации мы постарались раскрыть традиции чеченцев, связанные с фотографированием. Они живы и по сегодняшний день, хотя не все и не во всем их придерживаются. Но преемственность поколений все же прослеживается. В некоторых семьях у супругов и вовсе не принято делать общий снимок. В домашнем архиве я так и не нашел общих кадров ни дедушки с бабушкой, ни отца с матерью. За 15 лет семейной жизни такой фотографией не обзавелся и автор этих строк. В каждой семье свои традиции, а традиции – это всегда очень важно.
P.S. Фото из семейного архива Цинцаевых из села Чишки – пример классической расстановки людей в соответствии с чеченским этикетом. Тут обычные подсказки фотографа не требовались, каждый знал свое место.
В кадре слева направо: Магомед Цинцаев, а также его двоюродные братья Харон Яхьяев и Зилавди Цельдиев соответственно. На заднем плане Чleхаг, жена Магомеда, как и положено, стоит за своим деверем Хароном, положив руку ему на плечо. Дага, сын Магомеда, сидит на коленях своего дяди Зилавди.
Примечательна надпись на фотографии «В честь свободы 20/IV 1953 г.». После смерти Сталина в марте 1953 года фотограф, чеченец по национальности, на свой страх и риск стал от руки делать такие надписи на своих работах с изображением земляков. Тем самым он предвосхитил скорое возвращение домой всего чеченского народа. Подобные надписи делались, если фотографирующиеся не возражали, а такие находились, так как люди опасались последствий. До XX съезда КПСС, развенчавшего культ личности Сталина, оставалось три года.

Шамхан ЛЕДИЕВ